Традиции Осетии

Культура осетинского застолья

Когда начинается застолье,
рассаживание происходит с соблюдением старшинства, соблюдается эта
часть застолья, как правило, очень строго. Исключение существовало
только одно, и оно было для гостей. Гостей обычно сажали ближе к
старшим, на почётные места. В остальных же случаях, данное условие
соблюдалось очень-очень строго и на его исполнение уходило много
времени. На эту тему зародилась даже поговорка: «Пока осетины
расселись за столом, мельница намолола целый мешок зерна».

После того как закончилось рассаживание за столом, его
руководитель произносил импровизированную молитву с наполненным
аракой рогом. Молитву поддерживали остальные участники трапезы, по
старшинству. И только после этого все приступали к еде. Всё это
происходило в строгой последовательности и никакой гость, как бы
он ни был голоден, не мог прикоснуться к еде до произнесения
молитвы старшим.

Когда старший закусывал, младшие не должны
были есть. Только если он сам угощал, младший принимал угощение и
благодарил следующими словами: «Дае хай биржае». Когда старший
предлагал младшему выпить, то тот брал рог, отпивал немножко и
возвращал его. Первыми за стол садились старшие и лишь за ними
младшие, раньше садиться они не могли, зато вставали из-за стола
они первыми. В приёме пищи осетины на самом деле были очень
скромны, особенно когда бывали в гостях.

Один служивший на
Кавказе военный русский врач И. И. Пантюхов писал, что «осетин
довольствуется таким малым количеством пищи, при котором европеец
едва ли может сколько-нибудь продолжительное время существовать»,
дальше эту мысль развил видный осетинский этнограф прошлого века
Савва Кокиев, который писал: «Осетин относительно нее (пищи)
отличается необыкновенной умеренностью, воздержанием и
выносливостью. Неумеренность и обжорство считаются большим
пороком. Малейший намек на страдания голодом считается большим
бесстыдством, бессовестностью, почему осетин действительно
стоически переносит голод, не заявляя никому об этом».

 

Традиционный осетинский застольный этикет, так называемый «Ирон
фынджы гьдау» отличается детальной регламентированностью, он
предписывал жёсткие нормы и младшим и старшим. Например, даже если
столы ломились от пищи, сидящий за столом должен есть медленно, не
торопясь, так чтобы хозяева не заметили, что он голоден.
Запрещалось разговаривать во время приёма пищи, и съесть
необходимо было всё, что подавалось на стол. За поведением
человека за столом наблюдали десятки глаз. И впечатление,
оставленное человеком на застолье, влияло на то, как будут
относиться к человеку в обществе. Поэтому, все сидящие за столом
следили за каждым своим словом и движением. Неприличным считалось,
если человек вставал из-за стола, а затем вновь возвращался за
него.

Больше всего в человеке ценились качества, такие как
ум, воспитанность, такт, это те качества, которые в осетинской
действительности являлись критерием оценки человека в целом. И все
сидящие за столом прекрасно понимали, что все эти качества лучше
всего проявить эти качества можно при сохранении ясного ума. Гости
нередко сидели за столом по несколько часов, но они никогда не
позволяли себе напиваться до потери лица: отпив глоток, бокал
возвращали на место. Для того чтобы не напиваться, разрешалось
«пропускать» очередь в кругу и отказываться от очередного бокала.
Никто не настаивал в таком случае, чтобы гость обязательно выпил.
Это правило гостю позволялось использовать несколько раз за вечер.
Также пить не заставляли тех, кто с самого начала заявлял, что не
будет этого делать. В общем, каждый старался остаться до конца
застолья трезвым.

Высшей непристойностью считалось появиться
в обществе не трезвым. Молодёжь вообще не употребляла спиртного.
Кто нарушал осетинский застольный этикет, подвергался насмешкам, а
также награждался позорными кличками.

У осетин отсутствовала
тяга к спиртному, и их обществу был характерен трезвый образ
жизни. В новых условиях современности лучшие качества народы
должны развиваться и преумножаться. Потерять признание куда проще,
чем его заполучить и быть его достойным.

Остаётся только
сожалеть, что сейчас поведению за столом не учат не только в
школах, но иногда даже в семьях. А ведь прививать молодым
национальную житейскую систему взглядов и норм- дело
первостепенной важности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить